Проблемы и перспективы экономики России

Проблематика и перспективы экономики России

 

Вот уже который год ведущие экономисты, политические деятели России и не только, рассуждают над неоднозначным вопросом: почему некогда великая и передавая российская экономика деградирует? И действительно, в последнее десятилетие наметился тренд не только на стагнацию, но и деградацию российской экономики — снижение доли производства высокотехнологичной продукции и увеличение доли экспорта сырья с низкой степенью переработки. Кто-то говорит, что проблема в коррупции и неграмотном госуправлении. Кто-то, что нам не повезло с климатом и советским инфраструктурным наследием. Кто-то, что все против России и поэтому нам не дают развиваться.

В этой краткой статье я не буду приводить ссылки на авторитетные источники,  подробные факты и формулировки. Это моё субъективное умозаключение. Соглашаться с ним или нет — ваше право.

Образование — слабое место российской экономики

Источником всех проблем в России и в том числе в экономике является как ни странно — система образования и ментальные особенности. Многие считают образование в России её сильной стороной, так как оно в основном бесплатное, массовое, разностороннее. Но эти характеристики не являются качественными показателями. По ним нельзя судить о том, что в таком массовом и якобы бесплатном формате оно действительно выполняет свои функции — социализация, интеллектуальное развитие индивида, этическое формирование личности и т.д.

Теперь перейдем к последствиям. Нехватка квалифицированных кадров в активно развивающихся секторах экономики. Российское образование, а тем более высшее — это профанация. Именно поэтому ВУЗы ежегодно выпускают десятки тысяч невостребованных псевдоспециалистов преподавателями-теоретиками, которые не имеют реальных успешных кейсов в своём портфолио. Почему так происходит? ВУЗы не в состоянии сформулировать и спрогнозировать тенденции развития экономики через 5-10 лет и поэтому не могут быть проактивными, чтобы набирать выпускников школ на востребованные в будущем специальности. ВУЗы оценивают эффективность своей работы как коммерческие организации и поэтому их главные задачи — снижение издержек и максимизация прибыли — а именно большой плановый набор студентов, денежная выручка с тех, кто учится на платной основе, а не выпуск действительно востребованных и полезных обществу специалистов.

Что касается школ, то они убивают в учениках тягу к знаниям и желание инвестировать своё время и интеллектуальный потенциал в получение тех знаний, которые в будущем будут приносить пользу обществу и государству. Вместо этого, в лучшем случае, ученики втянуты в гонку достижения успеха и зарабатывания денег посредством успешного прохождения единого стандартизированного государственного экзамена. Поэтому они выбирают престижные специальности по признаку потенциального финансового благополучия.

Ретроспектива образования в России

И эти проблемы появились не в последнее десятилетие. Такая деградация системы образования началась еще в позднем Советском Союзе. Как одно из следствий — отсутствие критического мышления у образованных советских граждан, что, например, выражалось в востребованности сеансов Кашпировского и Чумака. Как же так получилось что советские инженеры, учителя, военные, строители и врачи слушали выступления шарлатанов, вкладывались в финансовые пирамиды, формировали ОПГ? Вот в этом и состоит функция системы образования — формировать критическое мышление и морально-этические принципы личности. Если я спрошу вас: выполняется ли эта функция, скорее всего вы посмотрите на меня как на наивного дурака. Также стоит обратить внимание на формализацию идеологического воспитания и отсутствие однозначного понимания основ марксизма советскими гражданами. Дисбаланс в пользу профессиональной специализации, а не в пользу формирования объективной картины мира, мировоззрения, привели к ментальной деградации советского гражданина, которого волновали джинсы, жвачка, магнитофоны и другие продукты потребления. Социальные же блага в виде всеобщего бесплатного образования, медицины, гарантии обеспечения трудом, заработной платой, жильём им не замечались и воспринимались как должное.

Плохие кадры — продукт плохого образования

Низкая квалификация кадров — базовая проблема российской экономики имеет ярко выраженное следствие — слабый экспортный потенциал, который является ключевым фактором развития экономики. Мы не продаем за рубеж продукт интеллектуальной деятельности людей. В основном экспортируется сырьё низкого уровня переработки. В сравнении с высокотехнологичной продукцией, оно стоит дешево и имеет высокую ценовую волатильность на рынках из-за наличия большого предложения.

Отсюда и «утечка мозгов» в развитые страны, так как образованным людям хочется прежде всего реализовать свой потенциал, который они не могут применить в России. Это возможно только в благоприятных экономических, социальных и юридических условиях. Денежное же вознаграждение в данном случае идёт как побочный эффект личной самореализации человека.

 

 

 

Автор: Куртяков Ойбек

Последние материалы

16 сентября 2023 25
09 сентября 2023 119
03 сентября 2023 1093
Все материалы