Россия. Деградация экономики - причины

Который год экономисты, политические деятели России, рассуждают над сложным вопросом: почему некогда великая и передавая российская экономика не растёт и деградирует. И действительно, в последнее десятилетие наметился тренд на стагнацию российской экономики, снижение доли производства высокотехнологичной продукции и увеличение доли экспорта сырья с низкой степенью переработки. Кто-то говорит, что проблема в коррупции и неправильном госуправлении. Кто-то, что нам не повезло с климатом и советским инфраструктурным наследием. Кто-то, что все против России и поэтому нам не дают развиваться. 

В этой краткой статье я не буду приводить ссылки на авторитетные источники,  подробные факты и формулировки. Это моё субъективное умозаключение. Соглашаться с ним или нет — ваше право. 

Источником всех проблем в России, и в том числе в экономике, является, как ни странно — система образования. Многие считают образование в России её сильной стороной, так как оно в основном бесплатное, массовое и всестороннее. Но эти характеристики не являются качественными показателями. По ним нельзя судить о том, что в таком массовом и якобы бесплатном формате оно действительно выполняет свои функции — социализация, интеллектуальное развитие индивида, этическое формирование личности и т.д.

Теперь перейдем к последствиям — нехватка квалифицированных кадров в активно развивающихся секторах экономики. Российское образование, а тем более высшее — это профанация. Именно поэтому ВУЗы ежегодно выпускают десятки тысяч невостребованных псевдоспециалистов преподавателями-теоретиками, которые не имеют реальных успешных кейсов в своём портфолио. Почему так происходит? ВУЗы не в состоянии сформулировать тенденции развития экономики через 5-10 лет и поэтому не могут быть проактивными, чтобы набирать выпускников школ на востребованные в будущем специальности. ВУЗы оценивают эффективность своей работы как коммерческие организации и поэтому их главные задачи снижение издержек и максимизация прибыли — а именно большой плановый набор студентов и денежная выручка с тех, кто учится на платной основе, а не выпуск действительно востребованных и полезных обществу специалистов.

Что касается школ, то они убивают в учениках тягу к знаниям и желание инвестировать своё время и интеллектуальный потенциала в получение тех знаний, которые в будущем будут приносить пользу обществу и государству. Вместо этого в лучшем случае ученики втянуты в гонку достижения успеха и зарабатывания денег посредством успешного прохождения единого стандартизированного государственного экзамена. Поэтому они выбирают престижные специальности по признаку потенциального финансового благополучия. 

И эти проблемы появились не в последнее десятилетие. Такая деградация системы образования началась еще в позднем Советском Союзе. Как одно из следствий — отсутствие критического мышления у образованных советских граждан, что, например, выражалось в востребованности сеансов Кашпировского и Чумака. Как же так получилось что советские инженеры, учителя, военные, строители и врачи слушали выступления шарлатанов, вкладывались в финансовые пирамиды, формировали ОПГ? Вот в этом и состоит функция системы образования — формировать критическое мышление и морально-этические принципы личности. Если я спрошу вас: выполняется ли эта функция, скорее всего вы посмотрите на меня как на наивного дурака.

Низкая квалификация кадров — базовая проблема российской экономики имеет ярко выраженное следствие — слабый экспортный потенциал, который является ключевым фактором развития экономики. Мы не продаем за рубеж продукт интеллектуальной деятельности людей с высокой добавочной стоимостью. В основном экспортируется сырьё низкого уровня переработки. В сравнении с высокотехнологичной продукцией оно стоит крайне дешево и имеет высокую волатильность на рынках. 

Отсюда и «утечка мозгов» в развитые страны, так как образованным людям хочется прежде всего реализовать свой потенциал, который они не могут реализовать в России. Это возможно только в благоприятных экономических, социальных и юридических условиях — в развитых странах. Денежное же вознаграждение идет как побочный эффект. 

Отсутствие квалифицированных кадров влечет за собой не только технологическое и экономическое отставание России, но и ментальное разложение общества и полную деградацию социально-экономических отношений, что в будущем только усугубит ситуацию в системе российского образования и в дальнейшем приведет к полной потере Россией всех экономических и социальных достижений, которые она смогла сделать в XX веке. 

 

Автор: Ойбек Куртяков

Последние материалы

Все материалы