Как изменится экономика из-за коронавируса

Удаленная работа

Карантин вынудил компании перевести большую часть своих офисных работников на удаленную работу. Значительно возросла роль корпоративных онлайн-сервисов в работе компаний. Например, большую популярность получил сервис онлайн-конференций «Zoom». Казалось бы, есть всем известный «Skype», однако качество сервиса «Zoom» оказалось выше, что и позволило обойти по своей популярности схожие продукты. Трафик сервиса веб-конференций «Webex» показал рост более чем в 22 раза.

Но Zoom не единственный суперактуальный сервис. Для улучшения коммуникации при решении бизнес-задач корпоративный сектор начал активно пользоваться такими сервисами как «Jira», «Битрикс24», «Microsoft Teams», «Яндекс.Трекер», «Планфикс», «MaisterTask», «Trello» и др. Все эти сервисы предназначены для управления проектными командами и позволяют организовывать, координировать и контролировать работу команд при решении различных бизнес-задач удаленно, а также автоматизировать отчетность и анализировать эффективность проделанной работы. 

Многие российские компании всерьез задумались об оптимизации своих издержек на аренду больших офисов в центре города, так как часть персонала можно перевести на удаленною работу. Одним из первопроходцев в данном направлении стал онлайн-банк «Тинькофф», который выстраивал инфраструктуру удаленной работы еще до 2020-ого года.

Однако стоит отметить, что на удаленной работе производительность некоторых сотрудников может снизиться на 20-40% в силу возрастания отвлекающих факторов и необустроенности рабочего места на дому. Важна также и рабочая обстановка и непосредственное взаимодействие с другими участниками проектной команды.

Тем не менее IT-гиганты на практике используют гибридный подход, при котором их некоторые сотрудники имеют возможность выходить на работу не ровно с 9 часов утра, а с 10-12 с возможность работать в офисе до глубокой ночи, если данный режим способствует росту их производительности.

Удаленная форма взаимодействия с персоналом позволяет привлекать необходимые кадры и из других регионов и даже стран, в которых есть квалифицированные специалисты и ниже затраты на заработную плату. Это позволяет значительно усилить команду профессионалами и оптимизировать издержки на содержание большого офиса и фонд оплаты труда.

Кибербезопасность 

Переход почти всех бизнес-процессов в онлайн влечет за собой новые риски для компаний. Еще с начала эпохи доткомов в начале 2000-ых годов многие компании задумались и о информационной безопасности. Передовыми компаниями в данной отрасли стали «Лаборатория Касперского» — антивирусное ПО, «Group IB» - расследования кибер-преступлений. С ростом использования онлайн сервисов значение кибербезопасности будет только расти.

Работа с данными

Для того, чтобы непрерывно улучшать уровень удобства онлайн-сервисов, развивать новые направления, необходимо собирать данные о том, как клиенты ведут себя при взаимодействии с ними и на каком процессе у них возникают затруднения использования продукта. В таком случае - анализ данных и продуктовая UX/UY-аналитика эффективный инструмент для решения проблем подобного рода. 

Таким образом, работа с данными позволяет нам повышать эффективность работы онлайн-сервисов для рядового потребителя, повысить маржинальность и объем продаж, степень удержания клиента. 

Собранные данные в последующем используются в работе машинного обучения для автоматизации тех или иных бизнес-процессов.

Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов

Сбор и анализ данных позволяет улучшать работу онлайн-сервисов и всего бизнеса в целом, а также автоматизировать многие бизнес-процессы. Это позволяет снизить трудозатраты компании на обработку данных и проведения рутинных однотипных операций, повысить качество работы человеческих ресурсов при решении творческих задач. 

Рост и интенсификация электронной коммерции повышают важность логистики товаров от производителя к потребителю в любую точку мира. Внедрение информационных технологий позволяет значительно ускорить данный процесс.

Необходимость роста скорости поставки товара, прозрачность бизнес-процесса, точность ставит перед логистическими компаниями задачу внедрения таких алгоритмов, которые полностью исключают необходимость сотрудникам принимать решения при реализации бизнес-процессов. За них это делает компьютеры и алгоритмы на базе данных получаемых от прошлых аналогичных операций. Таким образом, повышается эффективность работы всей системы. Примерно по такому же принципу работают склады компании «Амазон». Например, на склад поступает товар от поставщика. Он штрихкодируется и переносится сотрудником в заранее подготовленную пустую ячейку на складе. Когда приходит время погрузить товар на доставку, сотруднику на ручной компьютер приходит сообщение с номером ячейки, в которой лежит товар и промежутком времени на выполнение задания, заранее рассчитанный алгоритмом на основе ранее собранных данных. Сотруднику остается механически выполнить задачу. В случае промедления сотрудник штрафуется. Однако и этот момент разгрузки-погрузки товара скоро будет автоматизироваться за счет использования роботов. Когда происходит заказ через сайт, система «Амазона» определяет, где находится такой товар на ближайшем к покупателю складе, и определяет работника, который сейчас проходит неподалеку от этой ячейки. У него на сканере загорается информация, куда надо идти. За день каждый из них должен найти, отсканировать и отнести на конвейер минимум тысячу товаров. Далее происходит упаковка товара и загрузка его в грузовик. Далее для грузовика алгоритм рассчитывает оптимальный маршрут доставки.

Искусственный интеллект и алгоритмы

Алгоритмы и искусственный интеллект вырабатывают оптимальные решения при выполнении бизнес-процессов. Также они могут выполнять рутинные операции.

Собранные данные необходимы для того, чтобы искусственный интеллект мог вырабатывать определенные стратегии взаимодействия с клиентами. 

Например, помощь операторам при общении с клиентом по телефону. Уже сегодня внедряются голосовые помощники, которые опрашивают клиентов по каким-либо вопросам, узнают ФИО, пол, год рождения, потребительские предпочтения и т.п. Эти данные в последующем систематизируются и позволяют улучшить качество оказания сервиса клиенту. Таким образом, экономится человеческие трудозатраты на выполнение рутинных о однотипных задач. 

Резюме

Таким образом, можно говорить о том, что  введенные карантинные меры на фоне пандемии коронавируса ускоряют развитие информационных систем и внедрение онлайн-сервисов в нашу повседневную жизнь. Многие предприниматели получили наглядную демонстрацию того, как онлайн-сервисы и другие информационные продукты способны улучшить качество их жизни и спасти их оффлайн-бизнес в случае введения ограничительных мер со стороны государства.

Автор: Куртяков Ойбек

Дата редакции: 06.06.2020 г.

Последние материалы

Все материалы