Как системно развивать свой бизнес?
Предприниматели часто игнорируют последовательность развития бизнеса и хотят сразу перейти к интересной стадии. Автоматизация процессов без описанных и зафиксированных бизнес-процессов приведет к хаосу. Аналогичная ситуация возможна в отношении HR-стратегии. Модель компетенций должна развивать организационную структуру и бизнес-процессы, а не быть продуктом импровизации или догадок.
Поэтому рассмотрим направления развития бизнеса, которые выполняются в строгой последовательности, но не исключается цикличность.
Первый этап: Бизнес-модель
Модель создания прибыли - включает в себя рассмотрение рынка как набора Jobs To Be Done, которые компания может обслуживать. На рынке ведется постоянная война между пятью участниками:
- действующее конкурентное окружение,
- поставщики,
- клиенты,
- новые игроки и заменители.
Эти силы взаимодействуют друг с другом, а равновесие создает зону извлечения прибыли. Рыночные условия и технологический прогресс влияют на миграцию зоны извлечения прибыли, и компании должны адаптировать свои стратегии защиты прибыли в соответствии с изменениями на рынке. Компании могут просто защищать зону извлечения прибыли или анализировать ее движение и двигаться вместе с ней, используя предиктивную аналитику и понимание текущих трендов. Существует 10 стратегий защиты прибыли, и каждая из них будет рассмотрена подробно в отдельном материале.
Второй этап: Маркетинговые стратегии
МС включают такие меры, как
ценовая политика,
политика качества,
позиционирование на рынке,
сервисная политика,
политика функциональности,
политика ассортимента,
политика дистрибуции и политика партнерства.
Особое внимание следует уделить позиционированию, которое является внешним выражением всех остальных политик и сообщает рынку уникальное торговое предложение компании. Реализация маркетинговых политик дает компании инструменты для следования за зоной прибыли, такие как продуктовая стратегия и стратегия позиционирования.
В рамках маркетинговой стратегии компания создает следующие стратегии:
качества - определяет стандарты производства и контроль качества;
позиционирования - описывает модель продвижения на рынке;
сервисного обслуживания - включает механику оказания сервиса для своих продуктов;
функциональности продукта - управлять свойствами продукта для решения задач потребителей;
ассортимента - формировать ассортиментную матрицу;
дистрибуции - распространять товары через различные каналы;
партнерства - выбирать ключевых партнеров для поставок продуктов и решений.
Когда компания осуществляет второй этап своего плана, то она получает средства, необходимые для продвижения в зону прибыли - это стратегии продукта и позиционирования.
Третий этап: Бизнес-процессы
Позиционирование должно проявляться в повседневных операциях и бизнес-процессах компании. Наиболее важным атрибутом позиционирования является его способность быть симметрично представленным в каждой точке взаимодействия. Путь клиента можно рассматривать как простой набор точек соприкосновения.
Эти точки соприкосновения симметричны бизнес-процессам организации. Если предположить, что клиент задает определенные требования к позиционированию компании, которые могут быть описаны с помощью модели EST, то клиент будет предъявлять к ней определенные требования в каждой точке контакта, используя логику модели EST, и с точки зрения относительных преимуществ. Как мы уже подробно обсуждали, самый быстрый действительно должен быть самым быстрым.
Это создает связь между путешествием клиента и бизнес-процессами. Более того, поскольку каждый этап пути клиента привязан к определенному компоненту формирования выручки, можно утверждать, что Customer Journey Map (путь клиента) представляет собой схему, а бизнес-процессы — Карту пути клиента, основанную на внутренней логика компании.
Четвертый этап: Организационная структура
Организационная структура формируется исходя из бизнес-процессов компании. Следовательно , функциональные обязанности сотрудников должны быть определены бизнес-процессами организации.
Бизнес-процессы определяют обязанности и расходы ресурсов. Эффективность процессов может быть увеличена не только за счет их оптимизации, но и через грамотную организацию ответственности сотрудников и отделов. Все это определяется в рамках концепции бережливого производства, о которой мы поговорим в других статьях.
Пятое направление: HR-политика
Исходя из организационной структуры компании и должностных обязанностей формируется HR-стратегия организации, которая набирает компетентных сотрудников на нужные позиции и развивает качество их компетенций.
Шестой этап: Автоматизация
Необходимо иметь IT-решения, которые оптимизируют бизнес-процесс с точки зрения экономии, скорости и качества. IT-система должна иметь целевую модель данных для мониторинга и связности с процессами. На уровне стратегии и маркетинга необходимы системы бизнес-аналитики, для финансового управления - ERP-системы учёта, для управления производством - MES-системы. Автоматизация производства возможна через системы мониторинга процессов типа SCADA, АСДТУ и АСУ. Все системы должны быть интегрированы для формирования комплекса производства, контроля качества и распределения продукции.
Вывод
Последовательный переход от каждой стадии к следующей позволит компании реализовать программу реформ без риска провалов в отдельных элементах системы и с максимальной эффективностью. Соблюдение принципа шести рычагов — это залог не только успешного внедрения новой операционной модели, но и возможности постоянного контроля и анализа состояния вашего бизнеса.
Желаете получить больше информации о направлениях развития системности бизнеса или хотите внедрить эту модель? Мы всегда готовы предоставить помощь и консультации - просто оставьте свои контакты на консультацию.
Перейти в оглавление книги «Развивая бизнес».
Автор: Куртяков Ойбек