Основные направления развития компаний

Как системно развивать свой бизнес?

 

Предприниматели часто игнорируют последовательность развития бизнеса и хотят сразу перейти к интересной стадии. Автоматизация процессов без описанных и зафиксированных бизнес-процессов приведет к хаосу. Аналогичная ситуация возможна в отношении HR-стратегии. Модель компетенций должна развивать организационную структуру и бизнес-процессы, а не быть продуктом импровизации или догадок.

Поэтому рассмотрим направления развития бизнеса, которые выполняются в строгой последовательности, но не исключается цикличность.


Первый этап: Бизнес-модель

Модель создания прибыли - включает в себя рассмотрение рынка как набора Jobs To Be Done, которые компания может обслуживать. На рынке ведется постоянная война между пятью участниками:
- действующее конкурентное окружение, 
- поставщики, 
- клиенты, 
- новые игроки и заменители. 

Эти силы взаимодействуют друг с другом, а равновесие создает зону извлечения прибыли. Рыночные условия и технологический прогресс влияют на миграцию зоны извлечения прибыли, и компании должны адаптировать свои стратегии защиты прибыли в соответствии с изменениями на рынке. Компании могут просто защищать зону извлечения прибыли или анализировать ее движение и двигаться вместе с ней, используя предиктивную аналитику и понимание текущих трендов. Существует 10 стратегий защиты прибыли, и каждая из них будет рассмотрена подробно в отдельном материале.

Второй этап: Маркетинговые стратегии

МС включают такие меры, как 
ценовая политика, 
политика качества, 
позиционирование на рынке, 
сервисная политика, 
политика функциональности, 
политика ассортимента, 
политика дистрибуции и политика партнерства. 

Особое внимание следует уделить позиционированию, которое является внешним выражением всех остальных политик и сообщает рынку уникальное торговое предложение компании. Реализация маркетинговых политик дает компании инструменты для следования за зоной прибыли, такие как продуктовая стратегия и стратегия позиционирования.

В рамках маркетинговой стратегии компания создает следующие стратегии:
качества - определяет стандарты производства и контроль качества;
позиционирования - описывает модель продвижения на рынке;
сервисного обслуживания - включает механику оказания сервиса для своих продуктов;
функциональности продукта - управлять свойствами продукта для решения задач потребителей;
ассортимента - формировать ассортиментную матрицу;
дистрибуции -  распространять товары через различные каналы;
партнерства - выбирать ключевых партнеров для поставок продуктов и решений.

Когда компания осуществляет второй этап своего плана, то она получает средства, необходимые для продвижения в зону прибыли - это стратегии продукта и позиционирования.

Третий этап: Бизнес-процессы

Позиционирование должно проявляться в повседневных операциях и бизнес-процессах компании. Наиболее важным атрибутом позиционирования является его способность быть симметрично представленным в каждой точке взаимодействия. Путь клиента можно рассматривать как простой набор точек соприкосновения.

Эти точки соприкосновения симметричны бизнес-процессам организации. Если предположить, что клиент задает определенные требования к позиционированию компании, которые могут быть описаны с помощью модели EST, то клиент будет предъявлять к ней определенные требования в каждой точке контакта, используя логику модели EST, и с точки зрения относительных преимуществ. Как мы уже подробно обсуждали, самый быстрый действительно должен быть самым быстрым.

Это создает связь между путешествием клиента и бизнес-процессами. Более того, поскольку каждый этап пути клиента привязан к определенному компоненту формирования выручки, можно утверждать, что Customer Journey Map (путь клиента) представляет собой схему, а бизнес-процессы — Карту пути клиента, основанную на внутренней логика компании.

Четвертый этап: Организационная структура

Организационная структура формируется исходя из бизнес-процессов компании. Следовательно , функциональные обязанности сотрудников должны быть определены бизнес-процессами организации.  

Бизнес-процессы определяют обязанности и расходы ресурсов. Эффективность процессов может быть увеличена не только за счет их оптимизации, но и через грамотную организацию ответственности сотрудников и отделов. Все это определяется в рамках концепции бережливого производства, о которой мы поговорим в других статьях.


Пятое направление: HR-политика

Исходя из организационной структуры компании и должностных обязанностей формируется HR-стратегия организации, которая набирает компетентных сотрудников на нужные позиции и развивает качество их компетенций.

Шестой этап: Автоматизация

Необходимо иметь IT-решения, которые оптимизируют бизнес-процесс с точки зрения экономии, скорости и качества. IT-система должна иметь целевую модель данных для мониторинга и связности с процессами. На уровне стратегии и маркетинга необходимы системы бизнес-аналитики, для финансового управления - ERP-системы учёта, для управления производством - MES-системы. Автоматизация производства возможна через системы мониторинга процессов типа SCADA, АСДТУ и АСУ. Все системы должны быть интегрированы для формирования комплекса производства, контроля качества и распределения продукции.

Вывод

Последовательный переход от каждой стадии к следующей позволит компании реализовать программу реформ без риска провалов в отдельных элементах системы и с максимальной эффективностью. Соблюдение принципа шести рычагов — это залог не только успешного внедрения новой операционной модели, но и возможности постоянного контроля и анализа состояния вашего бизнеса.


Желаете получить больше информации о направлениях развития системности бизнеса или хотите внедрить эту модель? Мы всегда готовы предоставить помощь и консультации - просто оставьте свои контакты на консультацию.

 

Перейти в оглавление книги «Развивая бизнес».

Автор: Куртяков Ойбек

Последние материалы

Все материалы