Понятие «продукт» в бизнесе и маркетинге
Продукт — это то, что решает проблему потребителя. Важный элемент решения проблемы — Jobs to be Done (JTBD) — работа, которая должна быть выполнена.
Примерами «продукта» с их JTBD:
Шоколадный батончик Snikers — быстрый перекус углеводами для получения энергии.
Энергетический напиток Red Bull — нейтрализация усталости, утомления и «окрыление» на время, чтобы мобилизировать энергетические ресурсы организма на преодоление временного отрезка, когда хочется спать или нехватает сил.
iPhone — доступ к мобильной коммуникации с другими пользователями и получение информации для времяпрепровождения. Являясь смартфоном, iPhone предоставляет своему пользователю удобный интерфейс для коммуникации с другими пользователями через приложения, а также позволяет делать качественные фотографии, снимать видео, хранить информацию, играть в игры и многое другое. iPhone — это многофункциональное элегантное и статусное устройство с целой системой полезных приложений и функций, делающих жизнь пользователя ярче и насыщеннее.
Электромобиль Tesla model S — перемещение по дорогам на электротяге. По сути это премиальный автомобиль с впечатляющими динамическими характеристиками, но использующий вместо обычного горючего топлива и двигателя внутреннего сгорания электроэнергию и электродвигатель.
Интернет-магазин — это также продукт, решающий проблему поиска и онлайн-покупки товара с доставкой на дом или с возможностью самовывоза.
Показатели эффективности функционирования продукта
Рассмотрим показатели эффективности продукта на примере интернет-магазина, как сайта. Показатели эффективности его работы обозначим на профессиональном сленге как «метрики».
Интернет-магазин в веб-пространстве является сайтом с набором определенных функций. Ключевыми задачами инетрнет-магазина, как сайта являются:
- привлечение пользователей на сайт, прежде всего органического трафика из поисковых систем за счёт правильной поисковой оптимизации — Search Engine Optimization — (SEO);
- структурирование информации товарных категорий и информации о товарах, которая позволить посетителям сайта найти нужный им товар;
- интерактивное взаимодействие с покупателем для добавления в корзину товара по-релевантному JTBD;
- оформление заказа и онлайн-оплата;
- захват контактов посетителя для ремаркетинга и последующего взаимодействия с целью увеличения Life-time value (LTV) клиента;
- получить обратную связь от посетителя в видео отзыва на товар, качество сервиса интернет-магазина и т.п.
- сбор аналитики для оптимизации и совершенствования работы сайта за счет улучшения User Expirience, User Interface и других характеристик сайта.
Исходя из этих задач, мы начинаем понимать, какие метрики стоит замерить:
- источники трафика;
- количество посетителей в день;
- сеансов на пользователя;
- показатель отказов, в том числе по источникам трафика;
- популярные товары;
- конверсия (она же коэффициент транзакций);
- доход с трафика;
- количество заказов;
- средняя стоимость заказа;
- общий доход;
- North Star Metric.
North Star Metric — метрика полярной звезды — ключевая метрика продукта. В разные периоды развития интернет-магазина как продукта и рыночной ситуации она может быть разной, но отталкиваться стоит прежде всего от чистой прибыли.
Перейти в оглавление книги «Развивая бизнес».
Автор: Куртяков Ойбек