Что такое SWOT-анализ

Что такое SWOT-анализ?

SWOT-анализ - это основа для выявления и анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организации. Цель - помочь организациям повысить осведомленность о факторах, влияющих на принятие бизнес-решений. Достигается это путем анализа внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на результативность решения.
Такой анализ помогает определить, что происходит внутри и вовне, чтобы планировать и управлять бизнесом наиболее эффективным и результативным образом.


Когда и зачем нужно проводить SWOT-анализ

SWOT-анализ часто используется либо в начале, либо как часть стратегического планирования. Эта схема считается мощным подспорьем в принятии решений, поскольку она позволяет организации обнаружить возможности для достижения успеха, которые ранее не были сформулированы, и выявить угрозы до того, как они станут чрезмерно обременительными.
Например, с помощью этого упражнения можно определить рыночную нишу, в которой бизнес имеет конкурентное преимущество. Оно также может помочь отдельным людям в планировании карьерного успеха, определяя путь, который максимально использует их сильные стороны, и одновременно предупреждая их об угрозах, которые могут помешать достижению успеха.


Использование SWOT-анализа

SWOT-анализ должен использоваться для того, чтобы помочь субъекту, будь то организация или частное лицо, получить представление о своем текущем и будущем положении на рынке или в отношении заявленной цели.
Идея заключается в том, что поскольку организации могут увидеть конкурентные преимущества, положительные перспективы, а также существующие и потенциальные проблемы, они могут разработать планы по использованию положительных моментов и устранению недостатков.
Другими словами, после определения факторов SWOT лица, принимающие решения, должны иметь возможность определить, стоит ли заниматься инициативой, проектом или продуктом и что необходимо для их успешного осуществления. Таким образом, анализ призван помочь организации подобрать ресурсы в соответствии с конкурентной операционной средой.


Плюсы и минусы SWOT-анализа

SWOT-анализ может помочь в процессе принятия решений, создавая визуальное представление различных факторов, которые, скорее всего, повлияют на то, сможет ли предприятие, проект, инициатива или человек успешно достичь поставленной цели.
Хотя этот снимок важен для понимания многочисленных факторов, влияющих на успех, SWOT-анализ имеет свои ограничения. Анализ может не включать все значимые факторы для всех четырех элементов, что дает искаженную перспективу. Кроме того, поскольку он фиксирует факторы только в определенный момент времени и не учитывает, как эти факторы могут измениться с течением времени, срок хранения информации, которую предлагает SWOT, может быть ограничен.


Элементы SWOT-анализа

Как следует из названия, SWOT-анализ рассматривает четыре элемента:

 

  • Сильные стороны: внутренние характеристики и ресурсы, которые способствуют успешному результату.
  •  
  • Слабые стороны: Внутренние атрибуты и ресурсы, которые работают против успешного результата.
  •  
  • Возможности: Внешние факторы, которые организация может использовать в своих интересах.
  •  
  • Угрозы: Внешние факторы, которые могут поставить под угрозу успех организации.


Матрица SWOT часто используется для организации элементов, определенных в каждом из этих четырех элементов. Матрица SWOT обычно представляет собой квадрат, разделенный на четыре квадранта, каждый из которых представляет один из конкретных элементов. Лица, принимающие решения, определяют и перечисляют конкретные сильные стороны в первом квадранте, слабые стороны - в следующем, затем возможности и, наконец, угрозы.


Вопросы при проведении анализа

Сильные стороны
Определите навыки и возможности, которыми вы обладаете.
Что вы можете делать особенно хорошо по сравнению с конкурентами?
Что аналитики считают вашими сильными сторонами?
Какими ресурсами вы располагаете?
Сильна ли ваша марка или репутация?


Слабые стороны
Что конкуренты делают лучше вас?
Что вы делаете плохо?
Что вызывает наибольшую неудовлетворенность и жалобы клиентов?
Что вызывает наибольшую неудовлетворенность и жалобы сотрудников?
Какие процессы и виды деятельности вы можете улучшить?


Возможности
Где вы можете применить свои сильные стороны?
Как меняются ваши клиенты и их потребности?
Как технологии меняют ваш бизнес?
Существуют ли новые рынки для ваших сильных сторон? (например, зарубежные)
Существуют ли новые способы производства вашей продукции?
Недовольны ли клиенты ваших конкурентов?


Угрозы
Могут ли клиенты удовлетворить свои потребности с помощью альтернативных продуктов?
Меняются ли потребности покупателей в сторону от вашего продукта?
Что разрабатывают ваши конкуренты?
Улучшают ли ваши конкуренты свои предложения или цены?
Новые технологии могут сделать ваш продукт устаревшим?
Здоровы ли ваши денежные потоки и долговые обязательства?
Довольны ли ваши сотрудники?
Высока ли текучесть кадров?
Появляются ли новые конкуренты?
Растут ли продажи медленнее, чем в среднем по отрасли?


Организации, проводящие SWOT-анализ, могут использовать различные шаблоны SWOT-анализа; однако эти шаблоны, как правило, являются вариациями стандартной четырехквадрантной SWOT-матрицы.


Методолгия проведения SWOT-анализа

SWOT-анализ обычно требует от лиц, принимающих решения, сначала определить цель, которую они надеются достичь для предприятия, организации, инициативы или отдельного человека.
После этого лица, принимающие решения, перечисляют сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.


Пример SWOT-анализа

Конечным результатом SWOT-анализа должна быть диаграмма или список характеристик объекта. Ниже приведен анализа воображаемого работника на примере розничной торговли:
Сильные стороны: хорошие коммуникативные навыки, вовремя приходит на смену, хорошо обращается с клиентами, хорошо ладит со всеми отделами, физическая сила, хорошая доступность.
Слабые стороны: делает длительные перекуры, низкая техническая квалификация, склонен к болтовне.
Возможности: работник магазина, приветствует покупателей и помогает им найти товар, помогает клиентам оставаться довольными, помогает покупателям после покупки разобраться с товаром и обеспечить уверенность в покупке, укомплектовывает полки.
Угрозы: иногда не хватает времени во время пика деловой активности из-за перерывов, иногда слишком много времени тратится на клиента после продажи, слишком много времени в межотдельском чате.

Вывод

Таким образом, SWOT-анализ является эффективным инструментом стратегического планирования, однако он имеет свои ограничения, связанные с субъективными воззрениями субъекта аналитической деятельности

Последние материалы

Все материалы